Подробно

12.10.2012  Консультация для воспитателей  «Логоритмика для дошкольников»

    В последние годы становится очень актуальной проблема раз­вития речи у детей дошкольно­го возраста. Отмечается постоян­ное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста логопеда.

Цель работы —  помощь детям с незначительны­ми нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского сада.

В работе мы опираемся на данные научных исследований и практические разработки меди­цинских и педагогических работников.

  В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, заключающийся в синтезе слова, музыки и движения.

Для детей, имеющих наруше­ния речи, наиболее важны трени­ровка с помощью музыкальной ритмики наблюдательности, раз­витие чувства ритма и темпа, мыслительных способностей, фантазии, вербальных и невер­бальных коммуникативных на­выков, воспитание волевых ка­честв, выдержки, развитие обшей тонкой и артикуляционной мо­торики.

Одним из основных методи­ческих средств нашей работы стала логоритмика, задачи кото­рой — развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внима­ния и улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи.

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на ос­нове сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Рассмотрим  авторскую технологию «Логоритмика для детей дошколь­ного возраста», девиз которой «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

Цель технологии. Преодоление речевых нарушений у детей до­школьного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.

Классификационная характери­стика педагогической технологии:

— по уровню применения — частнопредметная;

— философской основе — диа­лектический материализм, сци­ентизм:

— ведущему фактору психичес­кого развития — био- и пси­хогенная технология;

— концепции усвоения — нейролингвистическая и развива­ющая;

— ориентации на личностные структуры — формирование деятельностно-практической сферы;

— характеру содержания и струк­туры — обучающая технология;

— организационным формам — групповое обучение и диффе­ренцированный подход;

— подходу к ребенку — личностно-ориентированная техноло­гия сотрудничества;

— доминирующему методу — игровая;

— направлению модернизации существующей традиционной системы — на основе активи­зации и интенсификации дея­тельности детей:

— категории обучающихся — компенсирующая технология.

 

Педагогические принципы логоритмической работы в ДОУ

1. Принцип опережающего подхода, заключающийся в раннем выявлении детей с функциональ­ными и органическими отклоне­ниями в развитии и разработке

необходимого коррекционного обучения.

2. Принцип развивающего обу­чения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребенка (по Л.С. Выготскому).

3. Принцип систематичности, предусматривающий планомер­ность, непрерывность и регуляр­ность коррекционного процесса.

4. Принцип полифункциональ­ного подхода, предполагающий одновременное решение несколь­ких коррекционных задач на одном логоритмическом занятии.

5. Этиопатогенетический прин­цип, означающий дифференциро­ванное построение логоритмического занятия в зависимости от речевого дефекта.

6. Принцип постепенного ус­ложнения материала, предусмат­ривающий постепенный переход от более простых заданий к бо­лее сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков.

7. Принцип наглядности, озна­чающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем орга­низма с целью обогащения слу­ховых, зрительных и двигатель­ных образов детей.

8. Принцип доступности, учи­тывающий возрастные и физио­логические особенности детей и характер речевых нарушений.

9. Принцип сознательности и активности детей, заключающий­ся в том, что педагог должен ис­пользовать в работе приемы ак­тивизации познавательных спо­собностей детей.

10. Принцип успешности, под­разумевающий то, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Содержание работы

Занятия логоритмикой реко­мендуются для работы с детьми всех возрастных групп детского сада. Их проводить могут музы­кальный руководитель, воспита­тель и/или логопед.

Основой программы являются еженедельные логоритмические занятия, совместная деятель­ность педагога с детьми в тече­ние дня.

Особенности занятий логоритмикой по авторской технологии

Логоритмические занятия ве­дутся с первой младшей группой, что дает возможность для ранне­го выявления и коррекции нару­шений речи.

Занятия отличаются вариатив­ностью. Педагог может заменить какую-либо часть занятия, вклю­чить в него чистоговорки или упражнения артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей. Так, в песен­ный репертуар можно включать знакомые песни, возможно изме­нение игрового материала, ис­пользование знакомых стихотво­рений и т.п.

Логоритмические занятия не регламентированы строго по вре­мени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить.

В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчи­ненные одной цели — форми­рованию правильного звуко-произношения.

Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развиваю­щий дозированный эмоциональ­ный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.

Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использова­ния ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию.

Одна из особенностей програм­мы — использование малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек, прибау­ток) для оздоровительных пауз, что способствует воспитанию детей в национальных традици­ях. В построении многих занятий использованы сюжеты русских народных сказок.

Все занятия имеют сюжетную основу. Разработаны циклы из 36 занятий для каждой возрастной группы в соответствии с психологическими особеннос­тями детей. Для каждой возраст­ной группы выпущены издатель­ством «ТЦ Сфера» «Конспекты логоритмических занятий для детей 2—3 (3—4, 4—5, 5—6, 6-7) лет».

Особенности организации занятий

В основу методики таких заня­тий автором положен комплекс­но-тематический метод в сочета­нии с наглядностью и игровыми приемами. В планировании ис­пользован принцип концентри­ческого наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (вре­мена года, урожаи, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.). Основа занятий очень раз­нообразна. На занятиях могут быть использованы сказочный сюжет, воображаемое путешествие, включение персонажей, элемен­тов фольклора, сюжетно-дидактических игр и т.д. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способству­ют спонтанному развитию связ­ной речи, поддержанию положи­тельного эмоционального состо­яния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.

Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным на­правлениям.

1. Развитие сенсорных и мо­торных функций.

2. Формирование основы арти­куляционных движений.

3. Развитие мимической муску­латуры.

4. Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, воспри­ятия, ориентировки в простран­стве).

5. Развитие эмоционально-во­левой сферы и игровой деятель­ности.

6. Формирование черт гармо­ничной личности (дружбы, ува­жения, доброты, самокритичнос­ти и др.).

Последовательность ознакомления со звуками может соответ­ствовать рекомендациям Г.А. Каше (1985) или варьироваться в зави­симости от конкретного случая.

Логоритмическая работа в течение дня

Эффективность работы по улучшению произношения у де­тей возможна только при совме­стной деятельности всех педаго­гов ДОУ в этом направлении.

Рассмотрим возможности включения логоритмики в жиз­недеятельность в детском саду.

1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во вре­мя режимных процессов — умы­вания, одевания на прогулку, под­готовки к занятиям.

3. Речевые игры перед едой.

4. Логоритмические паузы на занятиях.

5. Динамические паузы между занятиями.

6. Физкультурные театрализо­ванные занятия с использовани­ем речевого материала.

7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

8. Подвижные игры с пением (на прогулке).

9. Игры малой подвижности (в группе).

10. Логоритмические досуги.

Многолетняя работа по дан­ной технологии показала: логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефек­тов речи, увеличении словарного за­паса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.

  Литература:

1.      1. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004.

2.      2. Нищева И.В. Система коррекционной работы в логопедичес­кой группе для детей с ОНР. СПб., 2001.'

3.      3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

4.      4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.. 2000.

5.      5. Франио Г. С, Лифиц И.В. Мето­дическое пособие по ритмике. М., 1995.

6.      6. Картушина М.Ю. Логоритмика в детском саду. М.,1999.

 

Учитель-логопед  МДОУ ЦРР - детский сад №1

Трифонова Ирина Анатольевна